![Травма на водном транспорте](/images/ccaADce4.jpg)
В процессе эксплуатации морских и речных судов могут возникать несчастные случаи с человеческими жертвами.
При этом повреждения обычно получают члены экипажа (моряки, рыбаки), реже — пассажиры. Кроме того, в результате воздействия частей движущегося водного транспорта травму могут получить люди, находящиеся в воде вне судна.
Члены экипажей судов чаще всего травмируются при производстве погрузочно-разгрузочных работ, при швартовке судна, особенно в штормовую погоду. Частым видом травмы на судах является падение с высоты (в трюмы, с трапа, со стрелы крана) — при этом повреждения получают как моряки, так и пассажиры.
Кроме механической травмы, на судах могут иметь место поражение электрическим током, ожоги, повреждения от резких изменений общего и парциального давления газов, а также утопление.
Во время погрузочно-разгрузочных работ повреждения возникают от удара падающим или сдавления сместившимся грузом.
В связи с тем, что суда перевозят крупногабаритные массивные грузы, от их воздействия образуются тяжелые сочетанные повреждения одновременно нескольких частей тела (головы, туловища, конечностей). При сдавлении тела может возникать деформация головы, груди, таза с разрывами, отрывами и перемещением внутренних органов, множественными переломами костей скелета, вплоть до полного размятия тела. В каждом конкретном случае локализация и особенности возникающих повреждений зависят от размеров, массы и характера поверхности груза, а также направления действия травмирующей силы и положения тела в момент травмы.
При швартовке судна, особенно в штормовую погоду, и сдавлении человека между бортами швартующихся судов или между бортом судна и причалом также возникает тяжелая сочетанная тупая травма тела, причем, кроме повреждений от сдавления, в этих случаях образуются повреждения от трения — обширные осаднения, скальпированные раны, отслойка мягких тканей от подлежащих костей вследствие перемещения бортов швартующихся судов друг относительно друга.
В процессе швартовки или отчаливания судна повреждения иногда причиняются тросами при их обрыве или при захлестывании части тела образовавшейся петлей троса. При разрыве троса его свободный конец, совершая хлыстообразное движение, с большой силой наносит удар. При этом обычно возникают грубые механические повреждения, характерные для сильного удара тупым предметом с ограниченной ударяющей поверхностью.
При работе в штормовых условиях вследствие качки трос периодически ослабляется, и его свободная часть может складываться в петли, которые при последующем его натяжении затягиваются. Если нога моряка попадает в такую петлю, то при ее захлестывании тело подтягивается на вал лебедки и возникают травматический отрыв конечности, иногда с половиной таза, множественные переломы костей конечностей и туловища с размозжением внутренних органов живота и забрюшинного пространства.
Повреждения при падении с высоты, электротравма, ожоги, поражения от резких изменений общего и парциального давления газов не отличаются от аналогичных повреждений, возникающих при других обстоятельствах. Особенности этих повреждений описаны в соответствующих главах руководства.
Утопление на море встречается при опрокидывании шлюпок, при переходе с одного судна на другое, при падении с судна в воду или в тех случаях, когда моряка или пассажира смывает штормовой волной с палубы. Накатывание морской волны иногда приводит к тяжелой механической травме у пострадавших — штормовая волна сбивает человека с ног, подхватывает его и с большой силой ударяет о палубу, надстройки, грузы. Причиной смерти в таких случаях обычно является черепно-мозговая травма с переломами черепа и ушибом головного мозга.
Травма людей, находящихся в воде вне судна, обычно причиняется гребными винтами и подводными крыльями. Повреждения, возникающие от воздействия подводного крыла, весьма характерны. Удар относительно острым передним краем носового крыла судна типа «Ракета» или «Метеор», идущего с большой скоростью, приводит к разделению тела человека на части: отделению головы от туловища, разделению головы, туловища, отделению конечностей.
Разделение происходит обычно в одной плоскости, края повреждений ровные или мелкозубчатые, почти без осаднений и кровоизлияний.
Гладкая плоскость разделения образуется и на костях, особенно губчатых. В целом повреждения, возникающие от подводного крыла, весьма напоминают рубленые.
Особенности повреждений, возникающих в результате воздействия гребных винтов, зависят от многих факторов: количества винтов, числа лопастей на каждом винте, скорости его вращения, положения тела пострадавшего в момент травмы. В связи с тем, что гребные винты морских судов имеют большие размеры и массу, они обладают ушибающе-дробяще-разрывным действием — возникают грубые механические повреждения головы, позвоночника, отделение конечностей. Повреждения, причиняемые гребными винтами речных судов, менее обширны. Как правило, возникают раны, напоминающие рубленые или имеющие характер рвано-ушибленных. Число ран зависит от числа лопастей и скорости вращения винта. Обычно образуются две-три раны, расположенные в одной части тела близко друг от друга. Иногда они являются скальпированными с отслойкой и отклонением образовавшихся лоскутов мягких тканей в одну сторону. Повреждения костей черепа имеют вид сквозного линейного перелома-разруба. В отдельных случаях возникает отделение части конечности.
При судебно-медицинском исследовании трупов лиц, попавших на подводные крылья или гребные винты судов, почти всегда приходится решать вопрос о прижизненности травмы. Вопрос этот в данном случае достаточно сложен, так как в результате пребывания трупа и его частей в воде происходит вымывание кровоизлияний из краев повреждений. Для решения указанного вопроса приходится применять весь комплекс необходимых дополнительных исследований. Кроме того, в некоторых случаях выраженные признаки утопления, обнаруженные при исследовании трупа, дадут возможность установить, что на подводное крыло или гребной винт судна попал не живой человек, а труп.
В целом вопросы судебно-медицинской экспертизы в случаях травмы на водном транспорте разработаны недостаточно. Проведение экспертизы нередко осложняется большими трудностями, связанными с отсутствием у эксперта необходимых сведений об обстоятельствах травмы, невозможностью осмотра (или своевременного осмотра) места происшествия и изъятия необходимых вещественных доказательств. Чисто технические трудности возникают при поздней доставке трупа в морг в замороженном виде; в запаянном гробу; в состоянии резко выраженных гнилостных изменений; после долгого пребывания в воде; после произведенного первичного вскрытия в иностранных портах, когда в трупе отсутствуют внутренние органы или они фиксированы различными консервирующими жидкостями.
При решении экспертных вопросов может быть полезен и поздний осмотр места происшествия, произведенный после возвращения судна в порт. Такой осмотр, даже без трупа и при давно измененной обстановке, нередко дает возможность уяснить сущность события, восстановить обстоятельства происшествия, а иногда выявить и изъять вещественные доказательства для последующего специального исследования. Все это существенно помогает эксперту в установлении травмирующего предмета и определении механизма образования повреждений.
-
Просмотров: 5852
Детское здоровье
Медицинские статьи
Научные открытия
Воздействуют ли мобильные телефоны ...
Наверное, многие знают то, что мобильные телефоны ...
Связь бессонницы с проблемами мозга
Иногда недостаток сна, по мнению учёных, связан с ...