Успешное расследование дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от своевременного и качественно проведенного осмотра места происшествия с участием судебно-медицинского эксперта и инженера автомобильного или железнодорожного транспорта. Кроме трупа, обязательно осматриваются транспортные средства, предметы, с которыми произошло столкновение, и участок дороги (железнодорожного полотна).
Однако труп и транспортное средство далеко не всегда находятся на месте происшествия к моменту прибытия участников осмотра. Труп быстро убирают (в городах), автомашина может скрыться (чаще на загородных магистралях), поезд, как правило, продолжает движение в соответствии с графиком. Это, естественно, осложняет осмотр, однако отказываться от него и в таких случаях не следует.
При осмотре трупа особое внимание обращают на его положение по отношению к "транспортному средству, его следам, нитке рельс; позу трупа; наличие на одежде следов воздействия транспорта (отпечатки рисунка протектора и т.п.), посторонних предметов и частиц — краски, осколков стекол, смазочных веществ, частиц балластного слоя пути. Особенно важно подробно описать и сфотографировать отпечатки протектора на одежде, имеющие вид грязе-пылевых наслоений, так как при перевозке трупа они могут разрушиться. Кроме того, изучают степень выраженности трупных изменений, характер и локализацию наружных повреждений. При железнодорожных происшествиях части расчлененного трупа могут быть обнаружены на большом протяжении железнодорожного полотна (десятки километров).
Осмотр транспорта (автомашины, поезда, мотоцикла) должен производиться с обязательным участием судебно-медицинского эксперта. При этом на автомашине можно обнаружить следы от удара по телу: царапины, деформации и повреждения кузова; стертость краски, грязевого или пылевого слоя; разбитые фары, подфарники, стекла кабины и т.п. Сопоставление этих следов с повреждениями на теле пострадавшего облегчит в дальнейшем решение вопроса о том, какой частью транспорта мог быть нанесен удар.
Особенно велика роль эксперта при выявлении малозаметных вещественных доказательств: следов крови, волос, кусочков вещества головного мозга, кожи, подкожной клетчатки, обрывков ткани одежды, которые могут быть обнаружены на различных частях автомашины и поезда (рис.28). Зимой эти частички могут примерзать к металлическим деталям транспорта и сохраняться длительное время.
На участке дороги (железнодорожного полотна) выявляются следы транспортного средства, направление его движения, следы торможения и остановки, а также различные части и детали, оторвавшиеся в момент столкновения (осколки стекол, частицы краски, гайки, выпавший груз и т.п.). Здесь же могут быть обнаружены части одежды и обувь пострадавшего, следы крови, частицы органов и тканей, следы волочения, что поможет установить место первоначального столкновения транспорта с телом и направление движения транспорта. Все эти данные, полученные во время осмотра места транспортного происшествия, помогают решать вопросы о механизме образования обнаруженных на трупе повреждений. В процессе осмотра место происшествия фотографируется и обязательно составляется его план-схема.
-
Просмотров: 1871
Детское здоровье
Медицинские статьи
Научные открытия
Воздействуют ли мобильные телефоны ...
Наверное, многие знают то, что мобильные телефоны ...
Связь бессонницы с проблемами мозга
Иногда недостаток сна, по мнению учёных, связан с ...