При судебно-медицинской экспертизе транспортной травмы эксперту приходится решать большое количество вопросов, которые можно разделить на следующие группы:
1) вопросы, связанные с экспертизой водителя;
2) вопросы по установлению транспортной травмы, ее вида и механизмов образования повреждений;
3) вопросы, связанные с исследованием вещественных доказательств;
4) вопросы, пограничные между СМЭ и автотехнической экспертизой.
К экспертизе водителя относится определение состояния его здоровья (соответствует ли оно предъявляемым требованиям) и наличия у него алкогольного опьянения в момент ДТП. Обычно эти вопросы решают не судебные медики, а врачи других специальностей. Судебно-медицинская экспертиза проводится тогда, когда водитель получил какие-либо повреждения.
При экспертизе вещественных доказательств, которую проводит эксперт биологического отделения лаборатории бюро, решаются вопросы групповой специфичности крови или выделений погибшего; наличия и групповой специфичности крови, волос, частиц органов и тканей, обнаруженных на транспортном средстве, и др. Роль эксперта, вскрывавшего труп, ограничивается при этом оказанием помощи следователю в выявлении, правильном изъятии, упаковке и направлении обнаруженных следов в биологическую лабораторию.
Наибольшее значение в реконструкции ДТП имеет решение вопросов о механизмах образования повреждений и установлении вида транспортной травмы.
При этом эксперту приходится определять:
- имел ли место удар;
- в какую часть тела, на какой высоте, в каком направлении и какой частью транспорта он мог быть нанесен;
- имел ли место переезд транспортным средством, по какой части тела и в каком направлении перекатились колеса;
- в какой последовательности причинялись повреждения;
- в каком положении находился пострадавший по отношению к транспортному средству в момент травмы;
- имело ли место волочение тела, его направление, в каком положении находилось тело во время волочения;
- не могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, образоваться при травме в кабине автомобиля;
- можно ли по локализации и особенностям повреждений высказаться о том, какое место в кабине занимал пострадавший, и мн. др.
В связи с тем, что специфические следы и повреждения, дающие возможность установить наличие и вид транспортной травмы, встречаются относительно редко, для решения указанных вопросов эксперту необходимо оценивать весь комплекс обнаруженных повреждений. Чтобы дать полноценное, научно обоснованное заключение о механизме травмы, эксперт должен методически правильно провести экспертизу: всеми возможными методами исследования выявить повреждения тела и одежды и их особенности; определить механизм образования каждого повреждения и сгруппировать их по однотипным механизмам; сформулировать предварительное суждение о виде травмы на основе выявленных комплексов повреждений и проверить правильность его методом дифференциального диагноза; сделать окончательный обоснованный вывод о виде травмы.
Более чем в половине случаев эксперт может ответить на вопросы о механизме травмы только на основании данных, полученных при исследовании трупа и его одежды. Однако участие в осмотре места ДТП и транспортного средства значительно облегчает решение указанных вопросов. В ряде случаев после исследования трупа возникает необходимость в проведении повторного осмотра места происшествия и автомашины, следственного эксперимента, во время которых целенаправленно решается вопрос о фазах травмы и механизме причинения повреждений.
Заключение эксперта является полноценным только в том случае, если содержит ответ на вопросы о механизме травмы. Именно такое заключение позволяет объективно воссоздать картину происшествия и тем самым оказать существенную помощь органам следствия и суду, особенно в начальной стадии расследования и в тех случаях, когда обстоятельства дела неизвестны.
Среди вопросов, пограничных между автотехнической и судебно-медицинской экспертизами следует назвать установление типа и модели автомобиля, определение примерной скорости его движения, примерной силы удара и др.
Основное значение в установлении типа и модели скрывшейся автомашины имеет своевременно и качественно проведенный осмотр места происшествия. При этом можно выявить значительное количество признаков, характеризующих транспортное средство: ширину колеи, базу, число осей и колес, радиус и особенности рисунка протектора колес и др. Помогает решению этого вопроса обнаружение частиц лакокрасочного покрытия, осколков стекол, различных деталей, оторвавшихся от транспортного средства при столкновении с человеком.
Наряду с этим некоторые повреждения тела и одежды пострадавшего также дают возможность высказать суждение о типе и модели автомобиля, так как локализация и особенности повреждений до известной степени связаны с его конструктивными особенностями. Для решения этого вопроса следует определить высоту повреждений, возникших в результате первичного удара, и сопоставить ее с высотой выступающих частей различных автомобилей.
Известно, что бампер легковых автомобилей расположен на вы-соте 35—42 см, а грузовых — 55 см и более. Следовательно, обнаружение бампер-перелома костей голени у человека среднего роста свидетельствует о травме, причиненной легковым автомобилем; если же обнаружен бампер-перелом бедренной кости, то следует думать о грузовом автомобиле грузоподъемностью до 4 т (у автомобилей большей грузоподъемности бампер расположен на уровне груди и даже головы взрослого человека). Однако при этом нужно учитывать, применялось ли в момент столкновения торможение, которое приводит к опусканию передней части машины на несколько сантиметров.
Локализация повреждений от первичного удара в области головы и груди указывает на травму, причиненную автомобилем с вагонным (фургонным) типом кузова. Иногда вопрос о типе и модели машины удается решить по отпечаткам рисунка протектора колес на теле и одежде погибшего.
Исследование трупа при транспортной травме имеет свои особенности: тщательно изучаются одежда и кожные покровы, так как нередко на месте происшествия труп не осматривается. Измеряется высота всех обнаруженных повреждений от уровня подошвенной поверхности стоп. Кроме основного, производятся дополнительные секционные разрезы для исследования мягких тканей спины, ягодиц и конечностей, и также лопаток (рис. 29), остистых отростков позвонков, таза, длинных трубчатых костей. При необходимости поврежденные кости извлекаются и характер перелома изучается на костном препарате, что значительно облегчает установление механизма травмы. Обязательно проверяется состояние органов зрения и слуха.
При судебно-медицинском исследовании трупа в случаях транспортной травмы можно рекомендовать следующий план работы эксперта:
1) изучить следы и повреждения на одежде занести их на схемы и сфотографировать;
2) при наружном исследовании выявить все загрязнения и повреждения, определить их высоту от подошв, занести на схемы, сфотографировать;
3) сопоставить повреждения одежды и тела;
4) изъять для лабораторных исследований осколки стекол, частицы краски и другие инородные включения с одежды и тела;
5) обязательное проведение дополнительных секционных разрезов на задней поверхности туловища и на конечностях;
6) при внутреннем исследовании взятие кусочков внутренних органов для гистологического исследования; изъятие костей с переломами для лабораторного исследования;
7) взятие крови и мочи для определения этилового спирта;
8) взятие крови для определения ее групповой специфичности;
9) исследование органов зрения и слуха.
Читайте так же - 100 ВЕЛИКИХ КАТАСТРОФ
-
Просмотров: 4991
Детское здоровье
Медицинские статьи
Научные открытия
Воздействуют ли мобильные телефоны ...
Наверное, многие знают то, что мобильные телефоны ...
Связь бессонницы с проблемами мозга
Иногда недостаток сна, по мнению учёных, связан с ...